Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499) 110-93-26 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 317-74-92 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 550-95-86 (бесплатно)
Договор авторского заказа с художником | Адвокаты

Договор авторского заказа с художником

Договор о творческом сотрудничестве

Исполнителю передаются права только на то произведение, которое было принято по вышеуказанной форме. 2.5. Договор на передачу исключительных авторских прав на произведение считается заключенным с момента подписания сторонами задания на создание соответствующего произведения.

  • право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т. е. неоднократное придание объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;
  • право на распространение экземпляров произведения любым способом;
  • право на обнародование произведения, т. е.

Тут приведен перевод одного из типовых Соглашений между художником и Галереей, принятых в международной практике в качестве приблизительного примера. После его прочтения у вас хотя бы сложится представление, какие из пунктов обычно включают, и на что можно обратить особое внимание.

1. Предмет договора. Художник назначает Галерею в качестве агента для продажи произведений искусства, далее Картины, переданных по этому Соглашению с целью выставки и продажи. Галерея не должна использовать Картины для любых других целей без письменного согласия Художника.

2. Эксклюзивное представление. Художник, тем самым назначает Галерею в качестве своего единственного представителя, далее «Эксклюзивный представитель», чтобы продавать, представлять публике или иным способом делать Картины Художника доступными для приобретения .

3. Прием-передача товара на Комиссию. Художник, тем самым передается в Галерею, и Галерея принимает через Комиссионную накладную, те Картины, которые указаны в Описи, являющейся частью этого Соглашения.

4. Полномочия принимающей стороны. Картины могут быть приняты на комиссию как товар только директором галереи, либо лицом, в письменной форме уполномоченным владельцем галереи принимать на хранение и комиссию произведения искусствам.

5. Гарантия. Художник, тем самым гарантирует, что он/она является автором и обладает исключительным авторским правом на свои Картины, которые в свою очередь являются подлинными и соответствуют приведенному к ним описанию (The Artwork’s title)

* Тут следует обратить внимание, что в западной практике документ, описывающий картину, предназначенную к продаже, является обязательным подтверждением Авторского права, и сделка по продаже не может считаться завершенной до того, пока этот документ не будет передан покупателю.

6. Сроки хранения. Художник и Галерея соглашаются, что начальный период, на который Картины в качестве товара передаются на комиссию, должен быть 12 месяцев, и, что Художник не может просить их возврата ранее этого срока.

В случаях, когда либо Художник либо Галерея выступают с инициативой вернуть (забрать) картины ранее указанного срока, любая из Сторон обязана выслать письменное уведомление с указанием причин нарушения сроков соглашения не позднее, чем за 30 дней.

7. Обязанности по транспортировке. Упаковка и транспортные расходы и расходы по пересылке, страховые издержки, другие затрат на транспортировку Картин в Галерею обязан нести Художник. Упаковка и транспортные расходы, расходы по пересылке, страховые издержки, другие затрат на транспортировку Картин из Галереи Художнику обязана нести Галерея.

8. Ответственность за Убыток или Ущерб, Страховое Обеспечение. Галерея ответственна за хранение и сохранность всех переданных Картин. Галерея несет материальную ответственность за любое повреждение Картин Художника и обязана возместить убыток или ущерб на полную сумму, которую Художник должен был получить в случае продажи поврежденной Картины.

9. Взаиморасчеты. Документы на картину (The Artwork’s title) не передаются покупателю до тех пор, пока Художнику не выплачена полная сумма, предназначенная к выплате согласно данного Соглашения. Также, любые расходы Галереи, в том числе и по кредитным долгам, должны быть оплачены после того, как Художнику будет выплачена вся причитающаяся ему сумма.

10. Уведомление о продаже. Галерея должна уведомить Художника посредством в письменном виде за подписью директора и печатью о том, что определенная картина была продана при участии галереи.

Договор авторского заказа с художником

11. Вынос из Галереи. Галерея не должна выносить из своего помещения, предоставлять на реализацию в другие галереи или вывозить на показы любую из картин без получения письменного одобрения Художника.

12. Ценообразование; Комиссия Галереи; Условия Оплаты. Галерея должна продавать Картины только по Розничной Цене определенной в Приемной Ведомости. Галерея и Художник соглашаются, что комиссия Галереи должна быть 35 процентов от Розничной Цены Картины.

Любое изменение в Розничной Цене или в комиссии Галереи должно быть согласовано Сторонами заранее. Оплата Художнику должна быть произведена Галереей не позднее 15 числа каждого месяца и включать все выплаты для любых/всех проданных Картин. Галерея принимает на себя все риски по неудачно проведенным сделкам с покупателями.

13. Оформление работ. В случаях, когда Галерея оформляет картины в рамы, Стороны соглашаются, что расход Галереи будет включен в розничную цену. Полную компенсацию за раму Галерея получит после продажи Картины.

14. Продвижение. Галерея должна использовать все свои ресурсы, чтобы продвигать и продавать Картины. Галерея соглашается обеспечивать требуемую демонстрацию Картин и проводить другую рекламную деятельность, поддерживающую Художника и его работы.

Галерея должна четко идентифицировать все Картины с именем Художника, и имя Художника должно быть включено во все документы, относящиеся к продажам его Картин. Галерея и Художник должны договариваться заранее о разделении финансовых затрат, понесенных во время организации и проведения выставок Галереи, а также и на другую рекламную деятельность, которая проводилась в интересах Художника.

15. Воспроизведение, копирование. Художник оставляет за собой все права на повторное воспроизведение Картин, кроме отмеченных в письменной форме. Галерея не имеет право проводить сама и давать разрешение на копирование, фотографирование, либо воспроизведения в любой форме Картин без письменного разрешения Художника.

Договор авторского заказа с художником

В каждом примере такого использования, Художник должен быть признан как создатель и владелец авторских прав на Картину. Галерея должна включать в документы на продажу любой Картины следующую фразу: «Все права на воспроизведение работы принадлежат Художнику: ФИО.»

16. Учет. Галерея обязана обеспечить ведение отчетностей для всех продаж картин и и предоставлять их Художнику не позднее 15 числа каждого месяца, с проведением всех выплат, в полном соответствии с прилагаемой отчетностью.

17. Конечный срок Соглашения. Вопреки любому другому условию, это Соглашение может быть расторгнутым в любое время, если Галерея или Художник, не позднее, чем за шестьдесят (60) дней, информирует письменно вторую сторону о своем намерении закончить отношения.

В случае смерти Художника, наследники Художника должно иметь право завершить Соглашение. В течение тридцати дней с момента письменного уведомления о завершении, все отчетности должны быть урегулированы и все непроданные Картины должны быть возвращены Галереей их правообладателям.

18. Изменения к Соглашению. Поправки к этому Соглашению должны быть подписаны как Художником, так и Галереей и приложены к этому Соглашению. Все поправки и дополнительные условия к данному Соглашению должны быть заверены подписями обеих Сторон.

19. Заключение. Это Соглашение является самостоятельным документом, описывающим соглашению между Художником и Галерее. Если любая часть этого Соглашения по каким-то причинам будет признана незаконной, недействительной или неосуществимой по любой, такое положение не должно влиять на достоверность и законность любой другой части.

Освобождение от любого нарушения любого из условий этого Соглашения не должно влиять на освобождение от ответственности за другие нарушения того же самого условия или других условий в отношении этого.

Форма
авторского договора

1.
Авторский договор должен быть заключен
в письменной форме. Авторский договор
об использовании произведения в
периодической печати может быть заключен
в устной форме.

Контракт
между художником и арт-дилером либо
галеристом.

Основные
позиции контракта.

1. Эксклюзивность.(Исключительное
право быть представителем художника в
пределах определённого региона. Без
права контактов художника с другими
галереями.)

2. Приобретение
произведений искусства.(Либо приобретение,
либо реализация с удержанием от 30 до
50% комиссионных, срок расчёта после
приобретения картины покупателем не
более 30-ти дней. Право художника знать
адреса покупателей.)

3. Транспортировка
и страховка.(Художник оплачивает
стоимость транспортировки в галерею,
страховой полис открывается по прибытии
произведения в галерею. Галерея
оплачивает возврат произведения и
страховку обратного пути.)

Внимание
При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и повторно представить произведение. При получении одобрения Заказчика Исполнитель обязуется представить произведение в виде контурного прорисованного изображения и его цветовые варианты в распечатанном виде, а также на машинном носителе в соответствии с требованиями Заказчика. 2.4. С окончательного варианта произведения снимается копия, на которой проставляются отметки о сдаче произведения Исполнителем и принятии его Заказчиком, подписи сторон, а также дата приемки.

Произведение считается принятым с момента подписания сторонами копии произведения. Исполнителю передаются права только на то произведение, которое было принято по вышеуказанной форме. 2.5.

1 Искусство как способ инвестирования

В
Беларуси столь широкомасштабных
международных выставок-ярмарок пока
нет, однако первые пробы организации
подобных проектов уже появляются. В
качестве примера можно привести I
Международную Минскую Триеннале
современного искусства, прошедшую в
2013 году.

Оказывается,
заработать на предметах искусства
намного сложнее, чем ожидать проценты
от положенных денег в банк. Тем не менее,
инвестиции в картины и в прочие старинные
предметы искусства могут принести куда
больше денег, чем акции или денежные
вложения.

Предлагаем ознакомиться:  Договор авторского заказа с дизайнером

По
мнению многих руководителей галерей и
аукционных домов, больше всего инвестиций
в искусство вкладывают именно игроки
фондового рынка, а не, как многие думают,
— антиквары. Среди тех, кто приобретает
предметы искусства, чаще бывают замечены
частные лица, нежели крупные компании
или банки.

Будьте уверенны, что многие
известные сегодня инвесторы , когда-то
тоже начинали с нуля. Они определялись,
в какой стиль им интересно вкладывать
свои деньги, спрашивали совета у
специалистов в области искусства,
посещали ярмарки и арт-салоны.

Многие
инвесторы поняли, что одним из преимуществ
такого бизнеса, кроме денег, может стать
возможность побывать среди прекрасного.
Итак, давайте я вам расскажу на каких
предметах искусства можно заработать
хорошие деньги в России и с чего начать
будущему инвестору.

На
сегодняшний день популярны самые
разнообразные виды изобразительного
искусства. Это и графика, и живопись, и
скульптура и фотография.

Можно
вкладывать не только в антиквариат, но
и в современное искусство. Хоть и говорят,
что на малоизвестных авторах сложно
заработать, но имея правильный подход
к этому виду инвестирования можно
получить вполне приличную сумму.

Начиная
заниматься этим видом инвестирования,
очень важно найти собственного
консультанта в мире искусства. Без его
помощи вы не справитесь. Иначе вы рискуете
понести сильные потери.

Современное
искусство ценится меньше, чем антиквариат.
Тем не менее, как утверждают эксперты
стоимость современной картины, может
быстро увеличиться. Приведу пример, в
2002 году стоимость картин А.

Скажу
сразу, новичку легче заблудится среди
современного искусства, чем среди
антиквариата. Проще всего будет обратиться
за консультацией к специалистам в
области современного искусства.

Если
вы только начали вкладывать инвестиции
в искусство, то вам может показаться,
что принципы ценообразования на
арт-рынке, установлены не четко. Но это
не совсем так. Куратор галереи FineArt Ирина
Филатова говорит, что стоимость творений
современных художников определяется
по очевидным критериям.

Она уверена,
что на стоимость картины влияет не ее
качество, а биография создателя. Очень
много внимания обращается на то, в каких
галереях проходили выставки художника,
где находятся его работы.

К примеру,
если работы художника принимали участие
в авторитетной выставке, то это уже о
многом говорит. А если они еще и хранятся
в музеях современного искусства, то, по
словам Ирины Филатовой, инвестор точно
не зря тратит деньги. Чем больше заслуг
у мастера, тем больше будет стоить
картина.

Но,
чтобы там ни было, специалисты,
категорически против поиска талантов
на улицах. Художники и арт-галереи
постоянно ищут друг друга. Так, что
безызвестных гениев нет! Естественно,
пока современное художество тяжело
продать.

Фотография,
как вид искусства больше ориентирована
на любителя. В основном любители этого
вида искусства приобретают работы
известных авторов, например работы
Бориса Михайлова. Здесь, кроме биографии
огромную роль играет уровень художника:
соответствие его работ мировым
направлениям.

Чтобы
заработать на современном искусстве,
необязательно ждать, когда цены
поднимутся, достаточно поехать на
аукцион в какую-нибудь европейскую
столицу, например в Лондон. Там есть
возможность продать картину современного
искусства, в два раза больше чем в Москве.

Тем
не менее, иностранные туристы легко
покупают работы местных художников.
Поэтому инвестиции в картины – это
очень выгодно! А в Европе, вообще,
существуют так называемые программы
по обмену. Российские художники уезжают
работать в Германию, во Францию, где
оставляют свои работы, как плату за
проживание.

Занимаясь
покупкой и перепродажей предметов
искусства – это все равно, что играть
на фондовом рынке. Но и тут существую
свои правила. Инвестор на рынке искусства
должен вести себя осторожно и внимательно.

У иностранных инвесторов есть больше
преимуществ, чем у российских инвесторов.
У них есть индексы, доходности искусства.
У нас же, в России, принято обращать
внимание на то, что предлагают нам
аукционы.

Хороший инвестор должен
чувствовать, кому можно перепродать
приобретенную вещь, чтобы получить
достойный процент. Для этого нужно найти
коллекционера, которому интересно
данное направление. Как утверждают, те,
кто давно занимаются этим бизнесом, на
искусстве можно получить доход в 20-30%
годовых.

Подскажу вам один очевидный
факт, чем выше профессионализм инвестора,
тем лучше его заработок. Только учтите,
что вкладывая в произведения, которые
вам не по душе можно остаться в убытке.
Не покупайте то, что вам не нравится!

Как продавать картины, скульптуры, фотографи: сформируйте свой прайс.

Но реалии всегда сильно отличаются от желаний. Часто у заказчика горят сроки, нет подготовленной документации и у вас тоже какие-то личные проблемы. Работать нужно быстро, и бюрократия остаётся за кадром.

С целым рядом клиентов мне приходилось отдельной графой оговаривать права показа иллюстраций в собственном портфолио. Например, одно русское издательство запрещало одним из пунктов своего договора показ заказанных иллюстраций в интернете.

— всё находится в интернете. Т.е. по идее мне никто не может запретить демонстрацию работы в собственном портфолио.

1 Основные направления музейного менеджмента

Планирование
— основной инструмент менеджмента,
который помогает музею контролировать
ситуацию и управлять ею. Разработка и
постоянное обновление перспективного
плана, возможно, является наиболее
важной составной частью работы музея
в области менеджмента.

Перспективный
план представляет собой самое мощное
орудие музея: общая концепция развития
музея и стратегия достижения поставленных
целей; план действий на конкретный
период времени в будущем; документ,
отвечающий практическим запросам и
получивший полное одобрение со стороны
сотрудников музея и других важных его
партнеров.

• как
наиболее эффективно распорядиться
имеющимися ресурсами;

• как
повысить посещаемость музея;

• как
обеспечить более эффективную сохранность
коллекций.

Менеджеры
по музейной деятельности и в области
изобразительного искусства сосредоточивают
свою работу на создании условий для
функционирования развитой системы
связей своего учреждения с внешним
миром.

Перед менеджерами, работающими
в просветительских отделах и
информационно-рекламных службах музея,
ставятся задачи по пропаганде своего
учреждения в целом, его отдельных
выставок, по формированию клуба друзей
музея и разработке программы его работы,
по установлению деловых отношений со
школами, предприятиями в целях организации
коллективных посещений музея.

Задачей
менеджеров также является организация
совместно с другими специалистами музея
в рамках отдельных выставок сопутствующих
программ: кинопросмотров, занятий
дискуссионного клуба, презентаций и
т.д.

Значительное количество музеев
имеют сегодня свои особые культурные
программы, включающие концерты,
театральные и другие сценические
представления, для организации которых
необходимо создать соответствующие
условия.

Современные музеи организуют
большое количество передвижных выставок
в культурных центрах или на предприятиях,
принимают в своих залах зарубежные
выставки (в этом случае все, что связано
с договорами, страховкой произведений,
информационно-рекламной работой, входит
в круг обязанностей менеджеров).

1. Бюджет и смета расходов выставки

Каждый
музей и галерея должны иметь четко
собственную выставочную политику. Четко
сформулированная выставочная политика
является основным управленческим
средством, определяющим приоритеты
выставочной программы;

Под
выставкой подразумевается экспонирование
продукции, художественных произведений,
документальных материалов. В музеях
организуются выставки, являющиеся
результатом научно-исследовательской
работы в области изобразительного
искусства.

Экспонаты музейных выставок
не продаются. В галереях организуются
выставки без продажи экспонатов, есть
выставки, на которых можно приобрести
произведения искусства, некоторые
выставки преследуют цель продажи.

художественные
(выставки картин, скульптур, графики,
фотовыставки, выставки прикладного
искусства и т.д.);

культурологические
(археологические, этнографические,
театральные, историко-архивные,
социокультурные и другие);политические
(политико-исторические);

рекламно-маркетинговые
(выставки книг, грампластинок, книжные
ярмарки, выставки, рекламирующие
театральные представления, балетные
спектакли).

Работу
по подготовке и проведению выставки
можно разделить на четыре этапа:

  • научно-исследовательская
    работа и сбор материалов(по ее тематике
    собрано достаточное количество
    материалов и документов, подготовлен
    каталог выставки)

  • разработка
    концепции выставки(со специалистами
    в данной области, в разработке концепции
    выставки участвуют менеджеры.
    Идейно-тематический план выставки
    составляется применительно к ее целям,
    месту, где она будет проходить, и
    посетителям, которые ее увидят. После
    определения общей концепции выставки
    и ее технической структуры начинается
    сбор выставочных материалов, которые
    зависят от содержания выставки. Материалы
    группируются в блоки, в соответствии
    с тематическим содержанием выставки,
    что обеспечивает логическую
    последовательность ознакомления
    посетителей с экспонатами и облегчает
    восприятие выставки в целом)

  • подготовка
    дизайнерско-архитектурного проекта
    выставки(не ограничивается распределением
    стендов на выставке, важно разработать
    проект выставки как единого целого.
    Этот проект у специалистов называется
    «зеркалом» выставки и в его подготовке
    участвуют, наряду с музейными работниками
    и организаторами выставки, дизайнеры
    и архитекторы, которые проектируют
    общий вид выставки, ее тематические
    разделы, разрабатывают схему движения
    посетителей по выставке)

  • монтаж
    выставки, защита экспонатов, работа с
    посетителями во время проведения
    выставки(главным является выделение
    в экспозиции наиболее значимых
    экспонатов. Критерием для этого могут
    быть их художественная ценность,
    оригинальность, новизна (недавно
    обнаруженные интересные архивные
    документы), а также их значение для
    раскрытия темы выставки. Описание
    экспонатов, надписи должны содержать
    основные данные об экспонате, о времени
    и месте его происхождения. Защита
    экспонатов является важным элементом
    подготовки выставки, особенно когда
    на ней экспонируются художественные
    произведения, уникальные и редкие
    предметы.)

На
этапе подготовки образовательной и
популяризаторской части программы
выставки необходимо осуществить
следующее:

  • оборудовать
    выставку соответствующей техникой
    (диапроекторами, видеосистемами,
    звукоаппаратурой), обеспечить необходимые
    звукозаписи (музыкальные, речевые, с
    отрывками из театральных представлений,
    фрагментами радиопередач и т.п.). Иногда
    требуется подготовить специальную
    аудиовизуальную композицию, которую
    посетители могут увидеть и прослушать
    на особых мониторах, размещенных на
    выставке;

  • организовать
    предварительную информационно-рекламную
    работу (подготовка афиш, пригласительных
    билетов, размещение платных объявлений
    в печати, печатание каталога выставки,
    проведение пресс-конференции, подготовка
    процедуры открытия выставки);

  • подготовить
    популяризаторскую программу выставки
    (видео- и кинопросмотры, лекции, беседы
    в соответствии с концепцией и темой
    выставки);

  • продумать
    образовательную программу (экскурсии
    по выставке, циклы семинаров, лекций и
    др). В некоторых случаях выставка должна
    предоставить возможность для
    самостоятельной исследовательской
    работы, как это делается на выставках
    в крупных специализированных учреждениях.

Оценка
результатов работы. Музейный или
галерейный специалист по оценке (или
внешний эксперт, приглашенный по
договору) оценивает теперь «общее
впечатление» посетителя выставки.

Выставка
есть среда общения, а для музея она еще
и главное средство общения с публикой.
Чтобы сделать это общение плодотворным,
приходится не только мобилизовать все
ресурсы самого музея, но и все чаще
привлекать дополнительные ресурсы
извне.

Предлагаем ознакомиться:  Регистрация прав аренды на земельный участок

Процесс подготовки выставок
объединяет все сложившиеся в музее на
данный момент способы координации
ресурсов, для того чтобы обеспечить
своевременное открытие выставок,
выполнение их бюджета и достойный
уровень качества.

Таблицы
финансовых расчетов

Все
финансовые расчеты и сметы по программам
сводятся в таблицы. Для многих людей
они представляют собой наиболее важную
часть плана, более того, возможно,
единственную часть, которую они будут
читать.

Краткая
характеристика текущей финансовой
ситуации (статистика за текущий год и
— для сравнения, данные за два предыдущих
года).

Для
музейной экономики могут представлять
важность «натуральные» и другие
нефинансовые ресурсы.

Необходимо
определить их стоимость в денежном
выражении и включить в таблицы доходов
и расходов.

Таким
образом, мы даем более полную информацию
о том, насколько музей способен выполнить
поставленные цели и задачи.

2.
Финансовые расчеты и выкладки на
планируемый период, например, ближайшие
три года.

Подобные
расчеты призваны продемонстрировать,
что наш перспективный план является
хорошо продуманным и реалистичным.

Необходимо
также включать как данные о текущих
расходах, так и о капитальных, а также
о доходах, и, хотя детали таблиц будут
определяться спецификой той или иной
организации, они должны ясно отражать
общую структуру затрат.

Некоторые
основные разделы финансового плана
музея


Правительственное
финансирование.


Коммерческая
деятельность (музейное кафе, магазин,
сдача музейных помещений в аренду
коммерческим компаниям, обмен выставками
и т.д.).


Спонсорская
помощь.

Затраты
текущие


Эксплуатация
и текущий ремонт здания.


Накладные
расходы (электроэнергия, отопление,
свет, местные налоги и т.д.).


Фонды,
выделяемые на комплектование коллекции.


Административные
расходы (включая фонд заработной платы)


Маркетинг
(включая фонд заработной платы).


Обслуживание
посетителя (включая фонд заработной
платы).


Выставочная
и просветительская деятельность (включая
фонд заработной платы).


Управление
коллекцией (включая фонд заработной
платы).


Библиотека
и информационные системы (включая фонд
заработной платы).

Затраты
капитальные


Здания.


Оборудование.

Мониторинг
развития музея

1 Основные направления музейного менеджмента

1)
атрибуция (искусствоведческой экспертизы).

2)
технико-технологической экспертизы.

3)
маркетинговой (рыночной).

если
обнаруживается, что продана подделка,
то акт продажи аннулируется. Таким
образом. Если частное лицо намерено
продать картину, то оно должно заручиться
подтверждением эксперта подлинности
авторства, так как без его подписи «даже
шедевр немного будет стоить. Власть
экспертов сегодня почти беспредельна.

Атрибуция
– (лат. Atributio — приписывание) определение
авторства и периода исполнения. Опирается
на интуицию и эмпирические знания
специалиста – знатока, базируется так
же на стилистическом и иконографическом
анализе.

Технико-технологическая
экспертиза проводится реставраторами,
рентгенологами, химиками, графологами,
позволяет выявить первоначальный вид
произведения, а так же позднее неавторские
вмешательства.

Маркетинговая
экспертиза даёт представление о рыночной
стоимости на момент экспертизы.
Проводиться на основании изучения
данных мировой рыночной коньюктуры
произведений данного автора.

Художественные разводы

Разрыв отношений между галереей White Cube и Марком Куинном заставил задуматься о том, как делят имущество и расходы галереи и их художники

Экспонат проекта скульптора Марка Куинна «Allanah, Buck, Catman, Chelsea, Michael, Pamela and Thomas» в галерее White Cube. Фото PA Photos/ТАСС/PHOTAS

Галерея White Cube, сделавшая себе имя на продвижении творчества «Молодых британских художников», предприняла необычный шаг. Она подтвердила информацию о том, что рассталась с Марком Куинном — первым художником, начавшим сотрудничать с основателем галереи Джеем Джоплингом около 30 лет тому назад.

Представительница White Cube рассказала The Art Newspaper, что в феврале галерея «прекратила отношения» с художником, и опровергла слухи о том, что инициатором этого шага был сам Куинн. Причины разрыва неизвестны.

Каковы же последствия прекращения продолжительных отношений? Кому достаются непроданные работы? А что если галерея инвестировала средства в создание произведений, которые по-прежнему находятся у нее? Мы решили поискать ответы на эти вопросы и обратились примерно к 40 галеристам, дилерам, художникам и другим связанным с искусством специалистам. Нам ответили десять человек, двое из которых дали разрешение на упоминание в статье их имен.

«Никто не хочет, чтобы его разногласия с кем-либо становились известными широкой общественности, — говорит представитель старшего поколения художественного сообщества, ставший свидетелем множества расставаний художников и галерей.

— Разрыв давно установившихся отношений чем-то напоминает расторжение брака. С ним связано множество эмоций, нужно как-то делить имущество. Как правило, никаких письменных контрактов между сторонами нет, так что возникающие проблемы довольно типичны.

Что находится в распоряжении галереи? Какие имеются незавершенные продажи и насколько галерея способна закрыть эти сделки? Какие производственные расходы она оплачивала? Что кому принадлежит? Что делать, если галерея вложила деньги в музейную выставку, запланированную через два года?»

Подарок или аванс?

По мнению другого опытного специалиста, ключевым вопросом становятся производственные расходы. «Художники относятся к ним как к подарку, галереи рассматривают их как аванс. Каким образом галерея сможет получить вложенные средства обратно в случае разрыва?»

Плохо, если стороны не заключали письменного соглашения. По информации многочисленных источников, Марк Куинн и другие успешные художники, в том числе Аниш Капур и Энтони Гормли, по большей части самостоятельно финансируют создание своих произведений, так что в случае, если они покинут представляющие их галереи, произведения уйдут вместе с ними — если они сами не согласятся оставить работы.

Молодые художники редко заключают с галереями контракты. «Вероятность этого особенно мала, если речь идет об объединении сил начинающего автора с начинающей галереей, как это было когда-то в случае Джоплинга и Куинна, — говорит авторитетный берлинский источник.

— Это можно сравнить со студенческой свадьбой, перед которой мало кто подписывает брачный контракт. Но когда женятся люди за 40, с успешными карьерами и накопленным имуществом, они с куда большей вероятностью обезопасят себя контрактом».

В целом продажи произведений современного искусства часто регламентируются одноразовыми соглашениями, когда работы берутся дилерами на комиссию (консигнационный договор). Это, по словам нью-йоркского дилера Эдварда Винкельмана, «стандартный инструмент, который следует использовать всем дилерам при работе со своими художниками».

«Это прекрасное средство для разрешения подобных споров. В соглашении должно быть четко прописано, на протяжении какого времени каждая работа находится на реализации в галерее и когда договор должен быть продлен или расторгнут», — говорит дилер.

«В случае с уже начавшимся процессом продажи ситуация может оказаться более сложной, — добавляет Эдвард Винкельман, — в особенности, если продажа не завершится до момента истечения комиссии. Однако если отношения между художником и дилером не напряженные и есть основания полагать, что сделка пройдет в течение разумного периода времени, продление консигнации на конкретное произведение, как правило, оформляется легко и обычно с выгодой для художника, хотя и необязательно выгодно для его следующего дилера». Но даже при наличии консигнационного соглашения могут возникнуть проблемы.

Когда в 2012 году Яёи Кусама покинула галерею Ларри Гагосяна, она попросила вернуть ее работу в течение месяца. Если верить источнику, близкому к художнице, процесс возврата занял почти год, потому что галерея пыталась продать все произведения Кусамы из своих запасников, чтобы возместить собственные расходы.

«Наша договоренность с Ota Fine Arts (токийской галереей Кусамы. — TANR) предполагала, что мы вернем художнице все оставшиеся произведения к моменту истечения последнего консигнационного соглашения. Расставания никогда не проходят легко, тем не менее мы, как всегда, желаем Яёи Кусаме и ее команде всего самого лучшего», — говорится в заявлении Gagosian Gallery.

2 Арт-рынок.Специфика,структура.

Арт-рынок
— (англ. Art Market, нем. Kunstmarkt ).Система
культурных и экономических отношений,
определяющих конкретную денежную
стоимость произведений искусства. Сфера
товарного обмена предложения и спроса
на произведения искусства, специфические
виды услуг, связанные с обслуживанием
этого рынка (например, экспертиза и
атрибуция). Различают:местный (московский,
парижский), национальный (в масштабе
страны) и мировой арт-рынки.

Организационная
структура арт-рынка определяется
наличием специализированных фирм по
торговле, рекламе, пропаганде, экспертизе,
оформлению, производству материалов и
услуг для художников (аукционы, галереи,
салоны магазины, ярмарки, дилерские
агентства, издательства).

Существуют
рынки современного и несовременного
(антикварного) искусства, «белый» и
«чёрный» арт-рынки (официальная торговля
через галереи и магазины с оформлением
сделки и неорганизованного, через
совершение сделки частным образом, без
соответствующей регистрации.)

Как
и любой рынок, развитый арт-рынок — это
хорошо структурированная си¬стема
взаимоотношений: производитель,
потребитель, посредник, т.е. зритель/
по¬купатель, художник и посредник.

Здесь
взаимоотношения построены, как и на
рынке, по принципу совпадения интересов.
Но в силу особенностей продукта —
искусства, т.н. особого компонента игры
— общая картина усложняется.

В
крайних точках диапазона зритель и
мастер, в силу профессии и родов
деятельностей, противопоставлены друг
другу.

В
этих взаимоотношениях зритель в массе
своей является представителем и
проводником явлений социума и культуры,
где искусство функционально, программно
и технологически востребовано как
видеоряд, обслуживающий некую парадигму.
Эта парадигма всегда временна — это
идеология, мода…

Предлагаем ознакомиться:  Отпуск без сохранения сроки

Это
координаты арт-рынка — три его составляющие:
внешнее, внутрен¬нее и промежуточное
звено арт-рынка.. Весь спектр не представлен
никогда, но, чем развитее и органичнее
арт-рынок, тем этот спектр шире.

1.
Функциональный (низовой) уровень

Со
стороны зрителя — доминанта определенной
функции (например, религии, идеологии),
которая требует определенного видеоряда.

Адекватный
этому уровень в профессии художника —
иллюстратор дизайнер, декоратор,
технолог, ориентированный на достижение
цели. Он отвечает за правильное
технологическое выполнение заказа, он
— исполнитель.

Искусство
— массовое, которое, по сути, промышленность
(тираж). Посредник не имеет значения.

2.
Программный (средний) уровень

Этот
уровень — центральный, вклю¬чает основную
массу зрителей и художников.

Если
на предыдущем уровне востребованным
со стороны зрителя оказывается то, что
соответствует стилю (моде), как конгломерат
знаков идеологии (социальной, затем
культурной), то на этом уровне покупателя,
которым может выступить любой
заинтересованный в картине человек,
интересует жанр (Это не обязательно
выглядит как жанр — это могут быть
вариации внутри функции по менее
обязательным параметрам,
изобразительно-выразительным — пластика,
стиль, манера.).

Мастер
в этом случае ориентирован на правила
— правила успешности. Художник на этом
уровне — изобретатель и исполнитель-
руководитель постановки.

В
развитой структуре это называется
массовым искусством, в неразви¬ой — это
принимают за собственно искусство. Это
уже не производство и ремесло, как в
предыдущем случае, так как количество
ограничено, но продукт не неповторим,
просто его коли¬чество ограничено
спросом.

В
этой ситуации роль посредника имеет
большое значение, так как именно на этом
уровне идет разработка диапазона
взаимоотношений покупателя и производителя.
Посредник выясняет ниши (характер
потребностей и возможностей) и с той, и
с другой стороны и ищет взаимные
соответствия, тем самым структурирует
рынок.

При этом сам он может это делать
со стороны покупателя, а может — со
стороны автора. Может — профессионально,
когда он берет на себя функции одной из
сторон: заказчика или художника. Например,
в ситуации XX века дилер становится
участником (игроком) на рынке, и он может
быть главным, как и другие участники
рынка.

3.
Вершина структуры — сектор ин¬дивидуальных
совпадений

Зритель
— индивидуальный коллекционер,
ориентированный не на функцию (приложение),
не на программу (сюжет) в картине, а на
манеру (индивидуальную реализацию),
которая совпадает с индивидуальными
особенностями его личного восприятия.

Художественный
рынок выступает необходимым элементом
развития цивилизованного общества и
является прибыльной сферой экономики.
Различают: мировой, национальные и
региональные художественные рынки,
каждому из которых присущи свои
особенности.

1 Крупнейшие аукционные дома мира.

Аукционы
являются закономерным следствием
рыночных отношений в области культуры.
Несколько веков интенсивного роста
привели к возникновению разнообразных
форм аукционного дела. Художественные
аукционы обладают рядом важных функций,
которые помогают им играть значительную
роль в развитии не только культуры, но
и экономики.

Они включены в мировую сеть
художественных продаж, в которой лидируют
несколько старейших аукционных домов,
к которым присоединяются все новые и
новые участники этого сектора
художественного рынка.

Крупнейшие
мировые аукционы – «Со́тбис» (англ.
Sotheby’s), «Кри́стис» (англ. Christie’s), «Филлипс»
(англ. Phillips, ex-Phillips de Pury).

«Со́тбис»
– один из старейших в мире аукционных
домов. Совместно с аукционным домом
«Кристис» занимает около 90 % мирового
рынка аукционных продаж антиквариата,
предметов искусств и т. д. Является
крупнейшим в мире аукционным домом (по
суммарной выручке от продаж за 2011 год).

Основан 11 марта 1744 года в Лондоне
книготорговцем Сэмюелем Бейкером
(раньше «Сотбис» в мире были основаны
только три шведских аукционных дома).
«Сотбис» был закрытым «клубом», где
работу могли получить только аристократы.

В 1955 году было открыто отделение в
Нью-Йорке. Филиалы также открылись в
Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто,
Мельбурне, Мюнхене, Хьюстоне, Флоренции.
В 1977 году акции «Сотбис» начали продаваться
по открытой подписке и быстро подросли
в цене.

К началу 1980-х годов «Сотбис»
практически обанкротился из-за начавшегося
промышленного кризиса. В 1983 году «Сотбис»
был продан американскому предпринимателю
А. Альфреду Таубману – владельцу крупной
сети магазинов в США.

В 1998 году Таубман
вывел акции «Сотбис» на биржу. В мае
2007 года первым из ведущих ауционных
домов открыл отделение в Москве.
Представление на торгах старого русского
искусства считается перспективным
направлением, но пока не выходит за
пределы 1 % от общего оборота фирмы.

«Кри́стис»
основан в 1766 году в Лондоне антикваром
Джеймсом Кристи. С 1823 года главный офис
находится на Кинг-стрит близ Сент-Джеймсского
дворца. В 1975 году открылся дополнительный
офис в Южном Кенсингтоне.

Существуют
отделения в нескольких крупных городах
мира, включая Нью-Йорк и Москву. В
настоящее время «Кристис» – это частная
компания, принадлежащая французскому
миллиардеру Франсуа Пино. Ежегодно
«Кристис» проводит более 450 торгов.

2
Консалтинг и экспертиза в структуре
арт-рынка.

1)
атрибуция (искусствоведческой экспертизы).

2)
технико-технологической экспертизы.

3)
маркетинговой (рыночной).

если
обнаруживается, что продана подделка,
то акт продажи аннулируется. Таким
образом. Если частное лицо намерено
продать картину, то оно должно заручиться
подтверждением эксперта подлинности
авторства, так как без его подписи «даже
шедевр немного будет стоить. Власть
экспертов сегодня почти беспредельна.

Атрибуция
– (лат. Atributio — приписывание) определение
авторства и периода исполнения. Опирается
на интуицию и эмпирические знания
специалиста – знатока, базируется так
же на стилистическом и иконографическом
анализе.

Технико-технологическая
экспертиза проводится реставраторами,
рентгенологами, химиками, графологами,
позволяет выявить первоначальный вид
произведения, а так же позднее неавторские
вмешательства.

Маркетинговая
экспертиза даёт представление о рыночной
стоимости на момент экспертизы.
Проводиться на основании изучения
данных мировой рыночной коньюктуры
произведений данного автора.

1. Правила проведения торгов на аукционах (на примере аукциона Sotheby’s)

Крупнейшие
мировые аукционы – «Со́тбис» (англ.
Sotheby’s), «Кри́стис» (англ. Christie’s).

«Со́тбис»
– один из старейших в мире аукционных
домов. Совместно с аукционным домом
«Кристис» занимает около 90 % мирового
рынка аукционных продаж антиквариата,
предметов искусств и т. д. Является
крупнейшим в мире аукционным домом (по
суммарной выручке от продаж за 2011 год).

Основан 11 марта 1744 года в Лондоне
книготорговцем Сэмюелем Бейкером
(раньше «Сотбис» в мире были основаны
только три шведских аукционных дома).
«Сотбис» был закрытым «клубом», где
работу могли получить только аристократы.

В 1955 году было открыто отделение в
Нью-Йорке. Филиалы также открылись в
Париже, Лос-Анджелесе, Цюрихе, Торонто,
Мельбурне, Мюнхене, Хьюстоне, Флоренции.
В 1977 году акции «Сотбис» начали продаваться
по открытой подписке и быстро подросли
в цене.

К началу 1980-х годов «Сотбис»
практически обанкротился из-за начавшегося
промышленного кризиса. В 1983 году «Сотбис»
был продан американскому предпринимателю
А. Альфреду Таубману – владельцу крупной
сети магазинов в США.

В 1998 году Таубман
вывел акции «Сотбис» на биржу. В мае
2007 года первым из ведущих ауционных
домов открыл отделение в Москве.
Представление на торгах старого русского
искусства считается перспективным
направлением, но пока не выходит за
пределы 1 % от общего оборота фирмы.

Художественный
рынок не может существовать без
экспертизы, главной целью которой
является подтверждение авторства. Если
вскрывается подделка либо незаконное
происхождение произведения искусства,
торги аннулируются.

Как
происходят торги?

Начав
торги, аукционист принимает возрастающие
ставки, пока не останется единственный
участник. Последний участник торгов
приобретает лот. Однако, если в процессе
торгов не удается достичь резервированной
цены, лот остается непроданным.

2. Меценатство и спонсорство

Меценат
— (лат. Maecenas – имя римского богача
покровителя поэтов) лицо, обладающее
властью и богатством, оказывающее
покровительство и материальную поддержку
творцам или каким-либо начинаниям в
художественной жизни. (Монархи, князья,
церковь, банкиры, купцы).

Спонсор
– (анг. Sponsor – поручитель, попечитель,
покровитель) юридическое или физической
лицо, финансирующее какое-либо культурное
мероприятие.

Как
правило, меценат является бескорыстным
покровителем и финансирует культурные
начинания тогда, как спонсор выступает
как инвестор проектов, получая часть
имиджевой рекламы, либо доходы от прибыли
после реализации культурных проектов.

Меценатство
связывают с личными, индивидуальными
пожертвованиями, обращенными к отдельному
художнику или некоммерческому учреждению
(гедонистский подход).

Спонсорство
— деловые отношения частной корпорации
или фонда с художником, учреждением или
участниками какого-либо проекта. В этих
отношениях обмена присутствует
коммерческий, маркетинговый подход.

Спонсорство
означает долговременные отношения
между спонсором и культурным учреждением.
Донорство — разовое сотрудничество.

«Для чего нужно заниматься спонсорством?»
Для того, чтобы стать знаменитым? Для
того, чтобы улучшить представление о
себе? Для того, чтобы продвинуть на рынке
новый продукт (организовать его
презентацию или стимулировать спрос)?
Организовать ли спонсорское мероприятие
во время изменения нашего делового
имиджа?

Каждый
из таких вопросов достоин внимания, но
каждый требует применения различных
инструментов спонсорства. За ответом
на каждый из этих вопросов стоят различные
спонсорские вклады, разный подход к
использованию этого акта в программах
PR.

Привлекает
внимание тот факт, что всего 23% компаний
включают спонсорство в свои маркетинговые
планы, а 46% вообще не находят связи между
спонсорством искусства и культуры и
маркетингом своих предприятий.

Этот
факт говорит о том, что не только у нас,
но и в других странах Европы, в которых
спонсорство выросло из традиций
меценатства, нужно еще много работать
над искоренением многочисленных
предрассудков, из-за которых спонсорство
воспринимается как общественный акт
или филантропическая деятельность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Adblock detector